Покупая очередную «баночку красоты», мы с вами прекрасно понимаем из чего складывается ее стоимость. Невольно впадая в размышления, начинаешь осознавать важность нашей роли. Мы - покупатели, источник дохода, развития и даже причина существования косметического бренда. Для нас создаются новые ингредиенты, о функциях которых мы раньше даже подумать не могли. Мы решаем рублем, кто останется на рынке, а кто уже может сворачивать свое производство. Так если мы являемся такими важными механизмами фабрики красоты, неужели мы не имеем права знать, что находится внутри каждого тюбика? Конечно же, имеем!

Для того, чтобы косметическая продукция появилась на прилавках в странах ЕС, достаточно убедиться, что она соответствует требованиям косметической Директивы ЕС 76/768/ЕЕС и эти требования должны соблюдаться в течение всего периода выпуска продукта. Вся ответственность за безопасность продукции ложится на изготовителя. Перед выходом на рынок западный производитель сам тщательно оценивает безопасность продукции, ее соответствие Директиве, выполняет требования по размещению информации на этикетке. Крупные штрафы для недобросовестных производителей косметики в совокупности с обличительными материалами в СМИ, могут одним махом привести фирму к банкротству. Для того, чтобы получить свою долю рынка, обладать статусом добросовестной компании и оставаться конкурентоспособными, изготовители сами заинтересованы в прохождении добровольной сертификации, подтверждающей качество продукции.

Проанализировав эффективность косметической директивы, становится понятно, что парфюмерно-косметическое техрегулирование в нашей стране устарело, принимается решение уйти от обязательной сертификации «третьей стороной» к подтверждению соответствия качества самим изготовителем. Так и появляется в 2011 году Технический Регламент Таможенного Союза ТР ТС 009/2011 О безопасности парфюмерно-косметической продукции. Первоочередная ответственность за свою продукцию теперь ложится именно на производителя. В соответствии с техрегламентом сведено к минимуму вмешательство государства в процесс создания продукта. А Роспотребнадзор следит как за товаром, так и за информационным досье изготовителя. Но только вы не подумайте, что ничего не проверяется! Без проверки качества продукция не может появиться официально в продаже. Технический регламент устанавливает требования к производству и распространению парфюмерно-косметической продукции, которая выпускается на территории Таможенного Союза, а также регулирует требования, которые выдвигаются к импортерам. Производитель должен предоставить ряд документов, подтверждающих соблюдение всех требований регламента и безопасности продукции, только потом он может получить декларацию о соответствии. Также остается перечень парфюмерно-косметической продукции, которая должна получить оценку соответствия путем государственной регистрации с выдачей свидетельства о государственной регистрации.

 

Статья 5, пункт 9 ТР ТС содержит правила маркировки продукции. Очень полезная информация, которая пригодится всем, обязательно почитайте. Я хочу остановиться на пункте 9.3, в котором говорится о списке ингредиентов:

  • Списку ингредиентов должен предшествовать заголовок «Ингредиенты» или «Состав».
  • Ингредиенты указывают в порядке уменьшения их массовой доли в рецептуре, при этом парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия ее состава. Если в состав композиции входят ингредиенты (№ 67-92), указанные в приложении 2, и их содержание превышает концентрацию 0,01% для смываемых продуктов, 0,001% для несмываемых продуктов, то они должны быть указаны в составе (в приложении 2 находится перечень веществ, которые разрешены к использованию с учетом указанных ограничений).
  • Ингредиенты, присутствующие в форме наноматериалов, должны быть четко указаны в списке ингредиентов с указанием после их названия в скобках слова «нано» или «nano» в случае указания ингредиентов в соответствии с международной номенклатурой косметических средств (INCI).
  • Ингредиенты в концентрации менее 1 % могут быть перечислены в любом порядке после тех ингредиентов, концентрация которых более 1 %.
  • Красители могут быть перечислены в любом порядке после остальных ингредиентов в соответствии с индексом цвета или принятыми обозначениями.
  • Список ингредиентов может быть представлен либо на государственном(ых) или официальном языке(ах) государств-членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита.
  • На изделиях декоративной косметики, выпущенных в виде серии различных тонов, могут быть перечислены все красители, использованные в серии, с применением термина: «может содержать» или знака (+/-).

Хочу обратить ваше внимание на то, что производитель обязан писать полный список ингредиентов. Если отсутствие компонента изготовитель объясняет тем, что он указал неполный состав, так как это производственная тайна и неуказанный ингредиент является уникальным, он должен это доказать. У него должно быть официальное разрешение на то, что можно не указывать этот компонент в составе. Но даже в этом случае в конце списка должно быть написано «и др. ингредиенты». Такой производитель первый претендент на проверку и штраф.

Производитель и Поставщик несут ответственность за соответствие продукции, упаковки, этикеток и информации на них, разрешительных документов (сертификатов) законодательству РФ и Техническому Регламенту, а также, несут ответственность за правдивое и корректное информирование Получателя о товаре. Если товар прошел все необходимые процедуры оценки, то на упаковке мы с вами должны видеть знак ЕАС. Мы с вами имеем право запрашивать документы, которые подтверждают качество и безопасность продукции, декларации о соответствии. Если вы понимаете, что маркировки не соответствуют правилам технического регламента или содержат недостоверную информацию, то, возможно это фальсифицированный продукт, который не проходил никаких проверок. О некачественном продукте, ущемлении ваших прав, предоставлении недостоверной информации обращайтесь в Роспотребнадзор для защиты ваших прав потребителя. Лучше потратить время на внимательное изучение косметического продукта, чем потом расстраиваться о неудачном приобретении.